- Ярошевский, Михаил Григорьевич
- (1915-2001)Российский психолог, доктор психологических наук (1961), профессор (1961), почетный академик Российской Академии образования (1990), действительный член Нью-Йоркской Академии наук(1994), с 1965 по (1990)-зав. сектором психологии (с 1971-проблем) научного творчества Ин-та истории естествознания и техники АН СССР, с (1990) - главный научный сотрудник того же ин-та. Окончил ЛГПИ им. А.С.Бубнова (1937). поступил в аспирантуру Государственного института психологии в Москве (ныне-Психологический институт).Продолжая начатую с С.Л. Рубинштейном еще в педагогическом институте научную работу, Я. хотел в своем исследовании соединить филологию и теорию психологии, а потому не случайно его привлекла фигура А.А. Потебни (Учение А.А. Потебни о языке и сознании. 1945). В этой работе он впервые начинает изучение особого направления в отечественной психологической науке, которое несколько позднее получило название "культурно-историческое" и одним из основателей которого, как это было убедительно показано в диссертации Ярошевского, был А.А. Потебня.Основные труды в области истории и методологии психологи и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения - Проблема детерминизма в психофизиологии 1961; И.М.Сеченов, 1968; Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. Анализируя связь между логикой развития научного знания и такими параметрами как социальная перцепция, когнитивный стиль, личностные качества ученых, Я. смог показать особенности сочетания объективных и субъективных параметров в развитии теоретических основ психологии, что необходимо для понимания не только ее исторических корней, но и современного состояния.Созданный Я. подход к анализу психологии дает возможность осознать причины методологических проблем, существующих в настоящее время в психологии и частично даже предугадать возможные перспективы ее развития в будущем. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Я. выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению-социальной психологии науки.Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке оригинальной системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного созданного Я. направления-исторической психологии науки (Историческая психология науки. 1995). Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку. (Наука о поведении: русский путь. 1998).Под руководством Я. и при его активном участии в Психологическом институте была создана книга "Психологи Москвы", в которой получила отражение не только деятельность отдельных выдающихся представителей психологической науки, но и само время, которое порождало и отбирало (или отбрасывало) научные теории.Еще одно направление, активно разрабатываемое Я. в последние годы совместно с А.В. Петровским, было связано с анализом методологических, теоретических основ психологии, ее проблем, принципов и категориального строя, что позволило выстроить в единую систему создаваемое на протяжении многих столетий знание о психике, ее механизмах и уровнях функционирования.
Кто есть кто в российской психологии. 2011.